Ежедневное чудо: Чукотская мухоморочная
28.07.2012
Автор: Платон Сергеев
Мухомор — традиционный чукотский галлюциноген. Чукчи используют мухомор чаще всего в сушеном виде. Грибы заготавливают впрок, высушивая и нанизывая по три штуки на нитку — это одна доза.
С настоящим «чаучу», оленным чукчей, известным своими стадами на всю тундру, Карпом Кергитагином, я познакомился в Анадыре. Оленный чукча, встретил меня в квартире типовой «хрущевки», где гостил у родственника. За столом кроме строганины из белорыбицы и сырой налимьей икры, красовалась неизбежная водка. Чукча улыбался:
— Ноги промочил — горло болит, горло промочил — ноги не слушаются! Так шутим в тундре.
Оленевод Карп Кергитагин оказался человечком в застиранной майке с символикой «Олимпиада – 80», с веревочной мускулатурой, абсолютно круглым лицом, крохотными ушами и глазами, совсем потерявшимися на аэродроме лица, далеко от холмика носа. Рядом с ним на столе лежал женский нож-пекуль, я секунду задумался — не зазорно ли мужчине пользоваться этим орудием, потом решился и отхватил кусочек икры налима.
- Я часть олешек своих продал. Хочу на Большой земле предпринимательство открыть. – выпив рюмку, Карп прервал разговор о мерзкой погоде, и сразу перешел к сути вопроса.
— Серьезный бизнес?
— И-и, хорошее дело. В стойбище говорят: русские обнищали в городах, много пыльвынтэ ходит («железная нога», мысленно перевел я, то есть – убогих, нищих), витаминов нет, много водки пьют. Хочу чукотский яранга-ресторан поставить, яранга-баня и яранга — мобильная связь. Хочу выручать русских, спасать.
— Что ж, ресторан для пыльвынтэ будет? Социальный?
— Другой будет, для всех, — рассудительно поднял ладони Карп. — В стойбище говорят: «Поедем, накормим братьев по древнему обычаю». В России голодно, потому что оленей мало, рыбы и нерпы мало. Братья тратят деньги на лекарства, водку и телефон. Надо помочь.
Кергитагин начал излагать свой план. Его ресторан-яранга, по замыслу, должен быть организован строго в племенных чукотских традициях.
— Зачем нужны деньги? — слегка картинно недоумевал оленевод. — Звери и охотники не едят эти бумажки. Каждый мужчина, приходя в ресторан-ярангу, будет приносить свою добычу, и его добыча — добыча всех, кто в яранге гостит. Таков древний обычай. Кушайте на здоровье, однако. Хозяйка яранги ждет у входа. Подает гостям кружку с водой и льдинкой. Мужчины должны отпить, а остаток воды вместе со льдинкой выплеснуть на головы убитых нерп, или рыб, или свиней – что на Большой земле водится? Мертвые тоже хотят пить. Их тоже надо напоить. Таков древний обычай. После этого хозяйка выставляет кэмэн — большое деревянное блюдо с угощением. Вот все и сыты будут.
В своей яранге Кергитагин предполагал подавать копальхен — прокисшее моржовое мясо, приправленное зеленью, чтобы восполнить недостаток витаминов в организмах горожан, а также старые кости, которые можно погрызть. Особенное внимание собирался уделить сушеным толченым кореньям — пульхи.
- Из очищенных кореньев в деревянной ступе толчется мука. – уточнил Карп - Пульхи добавляется в чай, в рыбные пироги. Спасает от авитаминоза.
- В моей подсобке, русском доме рядом с ярангой, в стойбище, телевизор стоит. — невозмутимо продолжал чаучу. — Смотрю, однако, мульти-табс русским за деньги продают. Витамины. Витамины покупать — так легко стать очень бедным, и жить в землянке! Но зачем их кушать, когда есть пульхи, кости и копальхен?
Представив смачный кусок гнилого моржового мяса, я невольно скривился.
— Ты что, смеешься? — оленевод заметил мою гримасу и обиделся — Думаешь, мы, как в анекдотах, глупые? А кто у нас на Чукотке крытый Ледовый дворец построил? Вот точно — в тундру со своим холодильником! Уттырэвымрэвыт Роман Абрамович построил. Почему бани ставили, чукчей мыться заставляли? Мой телевизор Аляску ловит, там братья-юпик говорят: с мылом мыться — болеть будешь. В стране Германии, говорят, с мылом не моются. Сейчас русские сами болеют и умирают от мыла: кожа умирает. — тут Карп вылез из-за стола, и примирительно похлопал меня по плечу. — Чукча научит вас здоровой бане. Я поставлю на Большой земле ярангу с крепким очагом и котлами с топленым салом. Заглянул русский, шубу скинул, погрелся, салом натерся и дальше по улице пошел. Так на теле жир накапливается: от холода спасает, от многих болезней спасает.
— Баня и ресторан, это крупные проекты, уважаемый Карп. Что еще?
— Хочу поставить ярангу – «Безтелефонная мобильная связь». Моя жена без телефона всегда сердцем чувствует, когда я из тундры вернусь, когда котел на огонь ставить, когда запасную упряжку собак кормить.
— Это правда, — смущенно вмешался родственник чаучу — Я сам в прошлом году наблюдал: Карп на полмесяца уехал в тундру проверять капканы. Все эти дни его жена варит маленький котелок мяса. Вдруг она суетится и ставит на огонь большой котел. «Зачем?» — спрашиваю. «У хозяина нарта сломалась: скоро вернется голодный», — отвечает. Действительно, появляется Карп со сломанной нартой. Он вернулся, чтобы ее починить. «Но как ты узнала?» — я допытываюсь - «Как же я могу не знать, что мужу трудно?».
Я читал, что это называется генерационным мышлением, то есть способностью жить в состоянии озарения. Если бы чукотская женщина мысленно не общалась со своим мужем, то не могла бы узнавать, когда и где в тундре ему нужна помощь. Семья осталась бы без кормильца.
— Да, Катерина научит женщин в городах сердцем общаться с мужьями: они не будут в трубочку целыми днями трещать. — важно кивнул Кергитагин. — Тогда другая связь совсем не понадобится, и на Большой земле люди станут богаче. Был я в Хабаровске, там на улицах люди рот в рот уже не говорят, только по маленьким телефонам. Конечно — вы бедные. Видел, рюмочных в городе много. К нам в стойбище вертолет прилетает, спирт на мясо и шкуры меняет, а в городе вертолета не ждут. Идут в рюмочную и спиваются. Есть у меня еще задумка, как людям помочь и денег заработать.
Оказалось, Карп затеял открыть на Большой земле «Мухоморочную». Что я понял: насмотревшись на примере односельчан-алкашей на пагубное действие этилового спирта, воздержанный Кергитагин решил организовать бизнес на мухоморах. Мухомор — традиционный чукотский галлюциноген. Чукчи используют мухомор чаще всего в сушеном виде. Грибы заготавливают впрок, высушивая и нанизывая по три штуки на нитку — это одна доза. От гриба зубами отрываются маленькие кусочки, пережевываются и запиваются водой. Привычка к мухоморам может быть очень сильной, хотя в целом этот гриб гораздо безвреднее водки. По мысли Кергитагина, жители городов скоро распробуют новый продукт и откажутся от огненной воды.
— «Мухоморочные» можно открыть хоть на каждой улице. Мухоморы дешевы, опять же, экономия. — оленевод с энтузиазмом расписывал свой проект. — Мужики похмеляться любят. Мухоморами похмелиться совсем не трудно: надо пить собственную мочу или мочу недавно наевшегося человека. Или мочу оленей, пасущихся в грибных местах. Это совсем бесплатно!
— Карп, ты «Generation «П» читал, нет? Плохо. Так вот: в на Большой земле мало мухоморов и почти нет оленей, только в зоопарках. И в Тамбове нет оленей, и в Самаре, и в Воронеже, и даже в Москве. Может, все-таки рюмочную открыть?
— Думаешь, на Чукотке раньше водились олени? Нет, диких оленей подарил людям Пичвучъын — сын бога-творца Тынантомгына. Шел по берегу моря, пнул ногой гальку, и превратилась она в быстроногих оленей. Вот и в России, стоит только попросить Бога как следует, появятся олени и много мухоморов.
Кергитагин порылся в сумке, достал и поставил на обеденный стол, предварительно смахнув на паркет крошки, темного деревянного божка.
Я шепотом – Карп молился на кухне Пичвучъыну, спросил у родственника в коридоре:
— Как это он начальника Чукотки обозвал, ну, по поводу крытого катка в тундре? Уттырэвымрэвыт?
— Понимаешь, — так же шепотом ответил тот, — в чукотском языке вообще нет похабных ругательств. А это значит — «дятел».
http://mosmonitor.ru/photo/ezhednevnoe- ... hnaya.html