КЕН » 28 фев 2010, 23:28
РОССИЙСКИЙ РЫНОК КРЕВЕТОК
Морские креветки занимают уникальное место на российском рынке, ведь среди прочих морских деликатесов это единственный, который претендует на позицию продукта питания массового потребления, одновременно являясь диетическим мясом.
Популярность этого продукта растет очень интенсивно, благодаря уникальным качествам самого продукта и положительным тенденциям развития экономики нашей страны (повышение покупательской способности населения и др.).
К странам, поставляющим креветки на мировой рынок, относятся: Таиланд, Китай, Бразилия, Индия, Бангладеш, Индонезия, Канада, Норвегия, Дания, Россия, Гренландия. Крупные импортеры креветок на мировом рынке Япония, Россия, США.
Российский рынок креветок отличается известным парадоксом. Он заключается в том, что Россия, с одной стороны является одним из крупнейших поставщиков креветок на мировой рынок, а с другой – крупнейший потребитель креветок, учитывая, что поставки этой продукции напрямую на отечественный рынок минимальны!!!
Например, Россия экспортирует на мировой рынок несколько десятков тысяч креветок ежегодно, точных данных по экспорту нет, ведь объемы серого и черного экспорта рыбной продукции как никакой другой особенно значительны. Основные страны для экспорта креветок из нашей страны – Корея, США, Япония.
Удивительно, что на фоне общего снижения вылова рыбы российским рыболовецким хозяйством – например по данным Госкомрыбаловства в 2000 году вылов составил 4,036 млн. тонн, в 2001 году – уже 3,811 млн. тонн, но объемы вылова креветок тем временем растут.
Даже по данным официальной статистики, объемы квот на вылов креветок в последние годы увеличивается, и в 2001 году рост квот на вылов креветок по сравнению с предыдущим годом составил 46,5%, в этом 2002 году он превышает показатели предыдущего года на 34,4%. В 2001 году лидерами по объемом вылова креветок являлись Охотское, Берингово моря и Восточная Камчатка, в этом году большие объемы квот на вылов креветок относятся к Охотскому и Японскому морям.
Объем внутреннего российского рынка оценивается в 8 тыс. тонн, или 25 млн. $, то есть возможностей для обеспечения внутреннего рынка предостаточно. Учитывая, что при сохранении текущих тенденций развития экономики, прогнозируется увеличение этого рынка на 20-30% ежегодно. Тем временем, российские предприниматели насыщают внутренний рынок креветок на более чем 90% импортируемой продукцией.
И такое положение вещей легко находит свое объяснение, для рыболовецких компаний более приемлема упрощенная схема “добыча – продажа - получение денег”, чем организация поставок на внутренний рынок, возможно по более низким ценам и с определенным набором связанных с внутренними поставками трудностей. Да и трейдеры российского рыбного рынка остерегаются отечественной продукцией, ведь намного удобнее получить от зарубежных партнеров качественную продукцию, прошедшую необходимую предварительную обработку (глазировка, сортировка и т.д.), с большим сроком годности (1 год при температуре хранения –18С) расфасованную, упакованную, имеющую на упаковке всю необходимую потребительскую информацию, включая штрих-код. Одним словом трейдеры предпочитают получение продукции полностью готовой для распределения на рынок.
Продукт
Креветки относятся к семейству ракообразных, наравне с раками, крабами, омарами и лангустами. Мясо креветок очень питательно и полезно, содержит большое количество белка (до 25%), незаменимых аминокислот, ценных микроэлементов (фосфор, железо, кальций, калий) и полезных витаминов (A, D, B) и все это при низкой калорийности.
Существует большое количество разновидностей креветок, но промысловое значение имеют лишь некоторые виды, такие как: шримс-медвежонок, травяной шримс, гребенчатая, белая, розовая и коричневая креветки. Благодаря своему географическому положению для нашей страны характерен вылов глубоководных арктических креветок, которые отличаются меньшим размером, более упругим мясом. Средний вес таких креветок 2,5 –3 гр. Большие объемы вылова креветок приходятся на такие виды, как северная и углохвостая креветки. Местами промысла этого столь вкусного и питательного продукта считаются океаны, Охотское, Баренцево, Берингово, Японское, Черное моря.
Креветки можно классифицировать в зависимости от размера:
* 120-150,
* 90-120,
* 70-90
* 50-70.
В зависимости от степени очистки:
* неразделанные,
* разделанные - шейки в панцире
* разделанные – шейки без панциря.
В зависимости от степени обработки:
* живые,
* вареные,
* сыромороженые,
* вареномороженые,
* натуральные консервированные.
Мясо свежемороженой креветки – упругое, светлого цвета, у варено-мороженой креветки – плотное, бело-розовое.
Качество продукта
Замораживание продукции происходит под температурой –25-30С. Часто креветки для заморозки, подвергают глазировке – под этим красивым названием скрывается создание на каждой креветке корочки льда путем последовательного обливания продукции водой и заморозки. По европейскому стандарту глазировка должна составлять не более 8-12%. С одной стороны глазировка дает преимущество для трейдеров – увеличение срока реализации продукции, но с другой стороны – это способ уменьшения качества продукции недобросовестным производителем, часто глазировка составляет намного более 12%.
Другой показатель качества – процент усов, хвостов, голов и креветок с черными головами. Вообще, процент некачественной продукции на российском рынке очень велик. Может быть благодаря тому, что некоторые показатели качества креветок (%глазировки, %голов, усов, не соблюдение условий хранения в процессе транспортировки) не столь очевидны, как показатели качества других продуктов питания, а также из-за того, что и товароведы розничных точек и конечные потребители не владеют достаточной информацией о критериях оценки качества продукции.
Как мы уже упомянули, для мороженых креветок необходимо соблюдать определенный температурный режим хранения: не менее –18С - это температура, при которой в продукции прекращаются все химический процессы, меньшая температура хранения сказывается в дальнейшем на потребительских качествах продукции - вкус, запах, консистенция мяса, внешний вид.
Популярная упаковка для мороженых креветок – полиэтиленовый пакет весом 0,25, 0,5, 1 кг, иногда картонная упаковка, для консервированной продукции – стекло.
Дистрибуция
Креветки занимают промежуточную продукцию между товарами деликатесами и товарами массового потребительского спроса, это особенность сказывается и на дистрибьюции этого продукта. Поэтому, с одной стороны, креветки один из наиболее распространенных деликатесов для розничных точек регионов и областей, но с другой стороны большая концентрация и ассортимент креветок характерны для городов и крупных городов России (Москва, Санкт-Петербург).
Марочный и ценовой мониторинг
На московском рынке можно встретить не так много марок этой продукции, наиболее популярны из них: Sirena, Albatros, Salmon, Polar, Emborg, Contessa, Norton и др.
Благодаря более низкому ценовому позиционированию, следует отметить хорошую покупательскую способность и широкую дистрибуцию марки Sirena.
Разброс цен очень широк, в зависимости от марки, а точнее ее маркетингового позиционирования, вида креветок, размера, степени их очистки и обработки.
Например, 1 кг неочищенных креветок размера 120-150 можно купить по цене от 75 руб./кг. В то время как цена на 1 кг очищенных тигровых креветок размера 21-25 может достигать 1500 руб./кг.
И не смотря на столь высокие цены на некоторые виды и сорта креветок, многие трейдеры отмечают оживление спроса на этот продукт у российских потребителей. (ММЦ "Москва")