Водный кодекс Украины
Раздел 1. Общие положения
Глава 1. Основные положения
Раздел 2. Государственное управление и контроль в отрасли использования и охраны вод и восстановления водных ресурсов
Глава 2. Государственные, целевые, межгосударственные и региональные программы в отрасли использования и охраны вод и восстановления водных ресурсов
Глава 3. Государственное управление в отрасли использования и охраны вод и восстановления водных ресурсов
Глава 4. Компетенция государственных органов в отрасли управления и контроля за использованием и охраной вод и восстановлением водных ресурсов
Глава 5. Контроль за использованием и охраной вод и восстановлением водных ресурсов
Глава 6. Государственный учет вод. Государственный водный кадастр.
Глава 7. Экономическое регулирование рационального использования и охраны вод и восстановления водных ресурсов
Глава 8. Стандартизация и нормирование в области использования и охраны вод и восстановления водных ресурсов
Раздел 3. Водопользование
Глава 9. Водопользователи. Права и обязанности.
Глава 10. Виды и порядок водопользования
Глава 11. Специальное водопользование для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых потребностей населения
Глава 12. Специальное водопользование для пользования водными объектами для лечебных, курортных и оздоровительных целей
Глава 13. Особенности специального водопользования и пользования водными объектами для нужд отраслей экономики
Глава 14. Условия сброса обратных вод в водные объекты
Глава 15. Эксплуатация водохозяйственных систем
Глава 16. Пользование реками
Глава 17. Приграничные воды. Водные объекты, получившие радиоактивное загрязнение.
Раздел 4. Охрана вод
Глава 18. Пользование землями водного фонда. Водоохранные зоны и зоны санитарной охраны.
Глава 19. Водные объекты природно-заповедного фонда
Глава 20. Охрана вод от загрязнения, засорения и исчерпания
Глава 21. Предотвращение вредного действия вод и аварий на водных объектах и ликвидация их последствий
Раздел 5. Споры по вопросам использования и охраны вод и воссоздание водных ресурсов. Ответственность за нарушение водного законодательства
Глава 22. Решение споров по вопросам использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Глава 23. Ответственность за нарушение водного законодательства
Раздел 6. Международные отношения
Глава 24. Международные договора.
Раздел 1 Водного кодекса Украины
Основные положения
{ В тексте Кодекса слова «плата», «ллатежи», «Министерство охраны окружающей среды и ядерной безопасности Украины», «Государственный комитет Украины по водному хозяйству, «Государственный комитет Украины по геологии и использованию недр», «Министерство статистики Украины», «Государственный комитет Украины по гидрометеорологии», «Министерство охраны здоровья Украины», «Министерство рыбного хозяйства Украины», «Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда» во всех отметках заменены соответственно словами «сбор», «Сборы», «специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов», «специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам водного хозяйства, «специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам геологии и использования недр», «специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам статистики», «специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гидрометеорологии», «специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам охраны здоровья, «специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам рыбного хозяйства, «специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам надзора за охраной труда» в соответственных отличиях, а слова «народных депутатов» исключены согласно Закона N 1990-III ( 1990-14 ) вот 21.09.2000 }
Все воды (водные объекты) на территории Украины являются национальным приобретением народа Украины, одной из природных основ его экономического развития и социального процветания.
Водные ресурсы обеспечивают существование людей, животного и растительного мира и являются ограниченными и хрупкими природными объектами.
В условиях наращивания антропогенных нагрузок на природную среду, развития социального производства и увеличения материальных потребностей возникает необходимость разработки и соблюдения особенных правил пользования водными ресурсами, рационального их использования и экологически нацеленной защиты.
Водный кодекс, в комплексе со средствами организационного, правового, экономического и воспитательного влияния, содействует формирования водно-экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности населения Украины, а также более эффективному, научно обоснованному использованию вод и их охраны вот загрязнения, замусоривания и исчерпания.
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Определение основных терминов
В этом Кодексе употребляются такие термины:
Бассейн водосборный - часть земной поверхности и толщи грунтов, с которых производится сток воды в водоток или водоем;
бьеф - участок реки, расположенный выше или ниже водоподпорного сооружения (плотины);
болото - чрезмерно увлажненный земельный участок с застойным водным режимом и специфическим растительным покровом;
вода дренажная - вода, которая профильтровалась с определенной территории и отводится с помощью дренажной системы с целью понижения уровня грунтовых вод;
вода обратная - вода, которая возвращается с помощью технических сооружений и средств из хозяйственного звена кругооборота воды в его естественные звенья в виде сточной, шахтной, карьерной или дренажной воды;
вода сливная (подсланцевая) - вода с примесями (преимущественно нефтепродуктов), собранная в колодцах – сливах машинных отделений судна;
вода сточная - вода, которая образовалась в процессе хозяйственно-бытовой и производственной деятельности (кроме шахтной, карьерной и дренажной воды), а также отведенная из застроенной территории, на которой она образовалась вследствие выпадения атмосферных осадков;
воды - все воды (поверхностные, подземные, морские), что входят в состав естественных звеньев кругооборота воды;
воды подземные - воды, которые находятся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород верхней части земной коры во всех физических состояниях;
воды поверхностные - воды разных водных объектов, которые находятся на земной поверхности;
водный объект - естественный или созданный искусственно элемент окружающей среды, в котором сосредоточиваются воды (море, речка, озеро, водохранилище, пруд, канал, водоносный горизонт);
водные ресурсы - объемы поверхностных, подземных и морских вод соответствующей территории;
водность - характеристика величины речного стока за определенный промежуток времени относительно его средней многолетней величины;
водохозяйственный баланс - соотношение между имеющимися для использования водными ресурсами на данной территории и нуждами в них для развития экономики на разных уровнях;
водозабор - сооружение или устройство для забора воды из водного объекта;
водоем - бессточный или с замедленным стоком поверхностный водный объект;
водопользование - использование вод (водных объектов) для удовлетворения нужд населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других областей хозяйства, включая право на забор воды, сбрасывание сточных вод и другие виды использования вод (водных объектов);
водоносный горизонт - однородная пластовая толща горных пород, где постоянно находятся воды;
водохранилище - искусственный водоем вместительностью больше 1 млн. кубических метров, построенная для создания запаса воды и регулирование ее стока;
предельно допустимая концентрация (пдк) вещества в воде - установленный уровень концентрации вещества в воде, выше которого вода считается непригодной для конкретных целей водопользования;
предельно допустимый сброс (пдс) вещества - масса вещества в обратной воде, которая есть максимально допустимой для отвода за установленным режимом данного пункта водного объекта за единицу времени;
загрязнение вод - поступление в водные объекты загрязняющих веществ;
загрязняющее вещество - вещество, которое привносится в водный объект в результате хозяйственной деятельности человека;
пойменные земли - прибрежная территория, которая может быть затоплена или подтопленная во время наводнения (паводка);
засорение вод - привнесение в водные объекты инородных тел и материалов, которые вредно влияют на состояние вод;
зона санитарной охраны - территория и акватория, где вводится особый санитарно-эпидемиологический режим с целью предотвращения ухудшения качества воды источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также с целью обеспечения охраны водопроводных сооружений;
лимит забора воды - предельный объем забора воды из водных объектов, который устанавливается в разрешении на специальное водопользование;
лимит сброса загрязняющих веществ - предельный объем сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, который устанавливается в разрешении на специальное водопользование;
граница (граничный период) - период годового цикла, на протяжении которого наблюдается низкая водность;
мониторинг вод - система наблюдений, собирание, обработки, сохранение и анализа информации о состоянии водных объектов, прогнозирование его изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия соответствующих решений;
озеро - естественная впадина суши, заполненная пресными или солеными водами;
прибрежная защитная полоса - часть водоохраной зоны соответствующей ширины вдоль речки, моря, вокруг водоемов, на которой установлено более суровый режим хозяйственной деятельности, чем на сдаче территории водоохранной зоны;
рыбохозяйственный водный объект - водный объект (его часть), что используется для рыбохозяйственных целей;
пруд - искусственно созданный водоем вместительностью не больше 1 млн. кубических метров;
схема использования и охраны воды и воспроизведение водных ресурсов - предпроектный документ, который определяет основные водохозяйственные и другие мероприятия, которые подлежат осуществлению для удовлетворения перспективных нужд в воде населения и областей экономики, а также для охраны вод или предотвращение их вредных действий;
кромка воды - граница воды на берегу водного объекта (береговая линия);
качество воды - характеристика состава и свойств воды, которая определяет ее пригодность для конкретных целей использования;
рыбоводство - искусственное разведение и воспроизведения рыбы и других водных живых ресурсов;
маловодье - период (фаза) гидрологического режима водного объекта, при котором наблюдается уменьшение его водности, вследствие чего ухудшаются условия обеспечения нужд в водных ресурсах;
лимит использования воды - предельный объем использования воды, который устанавливается разрешением на специальное водопользование;
вода сопутствующее-пластовая - вода, которая поднимается на поверхность вместе с нефтью и газом во время их добычи;
забор воды - изъятие воды из водного объекта для использования с помощью технических устройств или без них;
использование воды - процесс изъятия воды для использования в производстве с целью получения продукции и для хозяйственно-питьевых нужд населения, а также без ее изъятия для нужд гидроэнергетики, рыбоводства, водного, воздушного транспорта и других нужд.
( Статья 1 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Статья 2. Водное законодательство Украины
Задачам водного законодательства есть регулирования правовых отношений с целью обеспечения сохранения, научно обоснованного, рационального использования вод для нужд населения и областей экономики, воспроизведение водных ресурсов, охраны вод от загрязнения, засорение и исчерпание, предотвращение вредных действий вод и ликвидации их последствий, улучшение состояния водных объектов, а также охраны прав предприятий, учреждений, организаций и граждан на водопользование.
Водные отношения в Украине регулируются этим Кодексом, Законом Украины "Об охране окружающей естественной среды" ( 1264-12 ) и другими актами законодательства.
Земельные, горные, лесные отношения, а также отношения относительно использования и охраны растительного и животного царства, территорий и объектов природно-заповедного фонда, атмосферного воздуха, исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа Украины, которые возникают во время пользования водными объектами, регулируются соответствующим законодательством Украины.
Статья 3. Водный фонд Украины
Все воды (водные объекты) на территории Украины представляют ее водный фонд.
К водному фонду Украины принадлежат:
1) поверхностные воды:
естественные водоемы (озера);
водотоки (речки, ручьи);
искусственные водоемы (водохранилища, ставки) и каналы;
другие водные объекты;
2) подземные воды и источники;
3) внутренние морские воды и территориальное море.
Статья 4. Земли водного фонда
К землям водного фонда принадлежат земли, занятые:
морями, речками, озерами, водохранилищами, другими водоемами,
болотами, а также островами;
прибрежными защитными полосами вдоль морей, речек и вокруг водоемов;
гидротехническими, другими водохозяйственными сооружениями и каналами, а также земли, выделенные под полосы отвода для них;
береговыми полосами водных путей.
Статья 5. Водные объекты общегосударственного и местного значения
К водным объектам общегосударственного значения принадлежат:
1) внутренние морские воды и территориальное море;
2) подземные воды, которые являются источником централизованного водоснабжения;
3) поверхностные воды (озера, водохранилища, речки, каналы), что находятся и используются на территории более как одной области, а также их притока всех порядков;
4) водные объекты в пределах территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения, а также отнесенные категории лечебных.
К водным объектам местного значения принадлежат:
1) поверхностные воды, которые находятся и используются в пределах одной области и какие не отнесены водных объектов общегосударственного значения;
2) подземные воды, которые не могут быть источником централизованного водоснабжения.
Статья 6. Собственность на воды (водные объекты)
Воды (водные объекты) являются исключительно собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование.
Народ Украины осуществляет право собственности на воды (водные объекты) через Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и местные Совета.
Отдельные полномочия относительно распоряжения водами (водными объектами) могут предоставляться соответствующим органам государственной исполнительной власти.
Статья 7. Компетенция Верховной Рады Украины в области регулирования водных отношений
К ведению Верховной Рады Украины в области регулирования водных отношений принадлежит:
1) законодательное регулирование водных отношений и определение основных направлений государственной политики в этой области;
2) распоряжение водным фондом Украины;
3) утверждение общегосударственных, межгосударственных программ использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
4) установление правового режима использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов в зонах чрезвычайных экологических ситуаций;
5) регулирование распределения собрания за специальное водопользование;
6) определение полномочий местных Советов и органов государственной исполнительной власти относительно использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
7) решение других вопросов в области законодательного регулирования водных отношений.
{ Статья 7 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000, N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006 }
Статья 8. Компетенция Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских Советов в области регулирования водных отношений
К ведению Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских Советов в области регулирования водных отношений на их территории принадлежит:
1) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
2) распоряжение водными объектами местного значения;
3) согласование государственных, целевых, межгосударственных и региональных программ использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов, участие в их реализации;
4) разработка, утверждение и реализация местных программ использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
5) выдача разрешений на специальное водопользование из водных объектов местного значения;
6) определение в установленном порядке нормативов и размеров собрания за специальное водопользование из водных объектов местного значения;
7) согласование размещения предприятий и других объектов, деятельность которых связанная с использованием водных ресурсов и может отрицательно влиять на их состояние;
8) координация деятельности районных и городских (мост областного подчинения) Советов в вопросах использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
9) утверждение проектов зон санитарной охраны хозяйственно-питьевых водозаборов;
10) принятие в установленном порядке решений об отнесении водных объектов местного значения к объектам природно-заповедного фонда или к соответствующим категориям особой охраны;
11) установление правил пользования маломерными судами на водных объектах;
12) установление в случае потребности более суровых, чем в целому на территории Украины, нормативов качества воды в водных объектах местного значения;
13) ограничение, временный запрет (остановка) деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими требований водного законодательства в пределах своей компетенции;
14) организация работы, связанной с ликвидацией последствий аварий и стихийного бедствия, ухудшением качества вод или их вредным действием, привлечение к этой работе предприятий, учреждений и организаций в порядке, предусмотренном законодательством;
15) принятие по согласованию с государственными органами здравоохранения и охраны окружающей естественной среды во время аварийных ситуаций решений о сбрасывании сточных вод из накопителей в водные объекты, если это не приведет к превышению нормативов экологической безопасности водопользования;
16) организация информирования населения о состоянии водных объектов, его изменение и о проведении водоохранных мероприятий;
17) осуществление контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
18) решение других вопросов в области регулирования водных отношений в пределах своей компетенции.
{ Статья 8 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000, N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006, N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007 }
Статья 9. Компетенция районных Советов в области регулирования водных отношений
К ведению районных Советов в области регулирования водных отношений на их территории принадлежит:
1) координация работы сельских, поселковых, городских (мост районного подчинения) Советов во время проведения ими межтерриториальных водохозяйственных и водоохранных мероприятий и представление им соответствующей методической помощи;
2) согласование размещения предприятий, зданий, сооружений и других объектов, деятельность которых связанная с использованием водных объектов местного значения и может нанести им ущерб;
3) организация работы, связанной с ликвидацией последствий аварий и стихийного бедствия, ухудшением качества вод или их вредным действием, привлечение в установленном порядке к этой работе предприятий, учреждений и организаций;
4) организация работы по вынесению в натуру и устройству прибрежных защитных полос вдоль речек, морей и вокруг водоемов;
5) внесение в установленном порядке предложений относительно объявления водных объектов объектами природно-заповедного фонда к Верховной Раде Автономной Республики Крым, областных Советов;
6) ограничение, временный запрет (остановка) деятельности предприятий и других объектов в случае нарушения ими требований водного законодательства в пределах своей компетенции;
7) установление правил общего водопользования в порядке, определенном статьей 47 этого Кодекса;
8) осуществление контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
9) организация информирования населения о состоянии водных объектов, о чрезвычайных экологических ситуациях, которые могут отрицательно повлиять на здоровье людей, и о мероприятиях, которые употребляются для улучшения состояния вод;
10) решение других вопросов в области регулирования водных отношений в пределах своей компетенции.
{ Статья 9 с изменениями, внесенными согласно Закону N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007 }
Статья 10. Компетенция сельских, поселковых, городских и районных в городах Советов в области регулирования водных отношений
К ведению сельских, поселковых, городских и районных в городах Советов в области регулирования водных отношений на их территории принадлежит:
1) осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране вод и воспроизведению водных ресурсов;
2) контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
3) установление правил общего пользования водными объектами в порядке, определенном статьей 47 этого Кодекса;
4) ограничение, временный запрет (остановка) деятельности предприятий и других объектов в случае нарушения ими требований водного законодательства в пределах своей компетенции;
5) организация работы, связанной с ликвидацией последствий аварий и стихийного бедствия, ухудшением качества вод или их вредным действием, привлечение в установленном порядке к этой работе предприятий, учреждений и организаций;
6) организация информирования населения о состоянии водных объектов, а также о чрезвычайных экологических ситуациях, которые могут отрицательно повлиять на здоровье людей, и о мероприятиях, которые употребляются для улучшения состояния вод;
7) решение других вопросов в области регулирования водных отношений в пределах своей компетенции.
{ Статья 10 с изменениями, внесенными согласно Закону N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007 }
Статья 11. Участие граждан и их объединений, других общественных формирований в осуществлении мероприятий по использованию и охране вод и воспроизведение водных ресурсов
Граждане и их объединения, другие общественные формирования в установленном порядке имеют право:
1) принимать участие в рассмотрении местными Советами и другими государственными органами вопросов, связанных с использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
2) по согласованию с местными Советами и другими государственными органами выполнять работы по использованию и охране вод и воспроизведению водных ресурсов за собственные средства и при добровольной участии членов объединений граждан;
3) принимать участие в проведении специально уполномоченными государственными органами управления в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов проверок выполнения водопользователями водоохранных правил и мероприятий и вносить предложения по этим вопросам;
4) проводить общественную экологическую экспертизу, обнародовать ее результаты и передавать их органам, уполномоченным принимать решение относительно размещения, проектирование и строительства новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием вод, в порядке, который определяется
законодательством;
5) осуществлять общественный контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
6) получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, источника загрязнения и использование вод, о планах и мероприятиях относительно использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
7) подавать в суд иски о возмещении ущерба, причиненный государству и гражданам вследствие загрязнения, засорение и исчерпание вод;
8) осуществлять другие функции относительно использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов соответственно законодательству.
Раздел 2 Водного кодекса Украины
Государственное управление и контроль в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Глава 2. Государственные, целевые, межгосударственные и региональные программы в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
{ Название главы 2 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006 }
Статья 12. Государственные, целевые, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Государственные, целевые, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов разрабатываются с целью осуществления целенаправленной и эффективной деятельности относительно удовлетворения нужд населения и областей экономики в воде, сохранения, рационального использования и охраны вод, предотвращение их вредного действия.
Государственные, целевые, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов разрабатываются на основе данных государственного учета вод, водного кадастра, схем использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов и т.п..
Разработка и реализация этих программ осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, внебюджетных фондов, добровольных взносов организаций и граждан, других средств.
{ Статья 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006 }
Глава 3. Государственное управление в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Статья 13. Органы, которые осуществляют государственное управление в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов
Государственное управление в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов осуществляется по бассейновому принципу на основе государственных, целевых, межгосударственных и региональных программ использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов.
Государственное управление в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов осуществляют Кабинет Министров Украины, Правительство Автономной Республики Крым, местные Совета и их исполнительные комитеты, специально уполномоченные органы государственной исполнительной власти и другие государственные органы соответственно законодательству Украины.
Специально уполномоченными органами государственной исполнительной власти в области использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов есть специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов, специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам водного хозяйства, специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам геологии и использования недр, их органы на местах и другие
государственные органы соответственно законодательству.
{ Статья 13 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006 }
Глава 4. Компетенция государственных органов в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов
Статья 14. Компетенция Кабинета Министров Украины в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
К ведению Кабинета Министров Украины в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов принадлежит:
1) реализация государственной политики в области использования и охраны вод и воспроизведения водных ресурсов;
2) распоряжение водными объектами общегосударственного значения;
3) осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
4) определение приоритетов водопользования;
5) обеспечение разработки государственных, целевых, межгосударственных и региональных программ использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов, утверждение региональных программ;
6) определение порядка деятельности органов государственной исполнительной власти в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов, координация их деятельности;
7) установление порядка выдачи разрешений на специальное водопользование, строительные, дноуглубительные работы, добыча песка и гравия, прокладывание кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на землях водного фонда ( 2005-557-2005-п), а также разработки и утверждение нормативов сбрасывания загрязняющих веществ в водные объекты;
{ Действие пункта 8 статье 14 остановлено на 2008 год в части установления Кабинетом Министров Украины нормативов сбора за специальное водопользование, кроме установления нормативов сбора, которые взыскиваются за сбрасывание загрязняющих веществ в водные объекты согласно Закону N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 } { Действие пункта 8 статье 14 остановлено на 2007 год в части установления Кабинетом Министров Украины нормативов сбора за специальное водопользование, кроме установления нормативов сбора, которые
взыскиваются за сбрасывание загрязняющих веществ в водные объекты согласно Закону N 398-V ( 398-16 ) от 30.11.2006 }
8) установление нормативов сбора за специальное водопользование и порядка его взыскания;
( Пункт 9 статье 14 исключено на основании Закона N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
10) принятие в случае возникновения аварийных ситуаций решений о сбросах сточных вод из накопителей в водные объекты, если они приводят к превышению предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в этих объектах;
11) организация и координация работ, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий аварий, стихийного бедствия, вредного действия вод или ухудшением качества водных ресурсов;
12) принятие решений об ограничении, временном запрете (остановка) деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими требований водного законодательства;
13) утверждение проектов зон санитарной охраны хозяйственно-питьевых водозаборов, которые обеспечивают водоснабжение территории более как одной области;
14) руководство внешними связями Украины в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
15) решение других вопросов в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов.
{ Статья 14 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000, N 2288-IV ( 2288-15 ) от 23.12.2004, N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006, N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007 }
Статья 15. Компетенция специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
К ведению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов принадлежит:
1) осуществление комплексного управления в области охраны водных ресурсов, проведение единой научно-технической политики по вопросам использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов, координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в этой области;
2) осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов;
3) разработка и участие в реализации государственных, целевых, межгосударственных и региональных программ использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
4) организация и осуществления государственного мониторинга вод;
5) разработка и утверждения нормативов и правил, участие в разработке стандартов относительно регулирования использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов в пределах своей компетенции;
6) осуществление государственной экологической экспертизы;
7) выдача разрешений на специальное водопользование в случае использования воды из водных объектов общегосударственного значения;
8) принятие в установленном порядке решений об ограничении, временном запрете (остановка) деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими требований водного законодательства;
9) разработка и внедрения в установленном порядке организационно-экономических мероприятий по обеспечению охраны и использование вод и воспроизведение водных ресурсов;
10) осуществление международного сотрудничества по вопросам использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
11) решение других вопросов в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов.
{ Статья 15 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006, N 997-V ( 997-16 ) от 27.04.2007 }
Статья 16. Компетенция специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам водного хозяйства в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
К ведению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам водного хозяйства в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов принадлежит:
1) государственное управление в области водного хозяйства, осуществление единой технической политики, внедрение в водное хозяйство достижений науки, техники, новых технологий и передового опыта;
2) разработка и установления режимов работы водохранилищ комплексного назначения, водохозяйственных систем и каналов, утверждение правил их эксплуатации;
3) разработка и участие в реализации государственных, целевых, межгосударственных и региональных программ использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов;
4) обеспечение нужд населения и областей экономики в водных ресурсах и осуществление их межбассейного перераспределения;
5) осуществление радиологического и гидрохимического мониторинга водных объектов комплексного назначения, водохозяйственных систем межотраслевого и сельскохозяйственного водоснабжения;
6) проектирование, строительство и эксплуатация водохозяйственных систем и объектов комплексного назначения;
7) осуществление мероприятий по экологическому оздоровлению поверхностных вод и ухода за ними;
8) ведение государственного учета водопользования и государственного водного кадастра;
9) согласование разрешений на специальное водопользование;
10) осуществление международного сотрудничества в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов пограничных вод;
11) выполнение мероприятий, связанных с предупреждением вредного действия вод и ликвидацией ее последствий, включая противопаводковый защиту населенных пунктов и земель;
12) осуществление контроля за соблюдением режимов работы водохранилищ и водохозяйственных систем;
13) решение других вопросов в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов.
{ Статья 16 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3421-IV ( 3421-15 ) от 09.02.2006 }
Статья 17. Компетенция специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам геологии и использование недр в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
К ведению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам геологии и использование недр в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов принадлежит:
1) выдача специальных разрешений на пользование недрами для разработки месторождений подземных вод по согласованию с государственными органами охраны окружающей естественной среды, здравоохранения и надзора за охраной работы;
2) ведение государственного учета подземных вод и водного кадастра;
3) ведение государственного мониторинга подземных вод;
4) согласование условий специального водопользования в случае использования подземных вод;
5) согласование разрешений на право выполнения проектных и строительных работ, связанных с добычей подземных вод;
6) выявление бездействующих буровых скважин и употребление мероприятий по их ликвидации или ремонту и дальнейшему использованию;
7) осуществление государственного геологического контроля за ведением поисково-разведочных и других работ относительно геологического изучения подземных вод;
8) решение других вопросов в области управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов.
( Статья 17 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3370-IV ( 3370-15 ) от 19.01.2006 )
Глава 5. Контроль за использованием и охраной вод и воссозданием водных ресурсов
Статья 18. Задача контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
Контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов заключается в обеспечении соблюдения всеми юридическими и физический лицами требований одного законодательства.
Статья 19. Государственный контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
Государственный контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов осуществляется Кабинетом Министров Украины, государственными органами охраны окружающей естественной среды, другими специально уполномоченными государственными органами соответственно законодательству Украины.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов определяется этим Кодексом и другими актами законодательства.
Статья 20. Общественный контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов
Общественный контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей естественной среды, полномочия которых определяются положением, которые утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.
Статья 21. Государственный мониторинг вод
С целью обеспечения собирания, обработки, сохранение и анализа информации о состоянии вод, прогнозирование его изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов осуществляется государственный мониторинг вод.
Государственный мониторинг вод является составной частью государственной системы мониторинга окружающей естественной среды Украины и осуществляется в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.
Статья 22. Экологическая экспертиза
Для обеспечения экологической безопасности во время размещения, проектирование и строительства новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием вод, осуществляется государственная, общественная и другая экологическая экспертиза в порядке, который определяется законодательством.
Статья 23. Правовая защита и стимулирования работников, которые осуществляют охрану и контроль в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов
Работникам специально уполномоченных государственных органов и общественным инспекторам, которые осуществляют охрану и контроль в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов, гарантируется правовая защита их чести, достоинства, здоровье и жизнь соответственно законодательству Украины.
Стимулирование работников специально уполномоченных государственных органов и общественных инспекторов в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Глава 6. Государственный учет вод. Государственный водный кадастр
Статья 24. Задача государственного учета вод
Задачам государственного учета вод есть установления ведомостей о количестве и качестве вод, а также данных о водопользовании, на основе которых осуществляется распределение воды между водопользователями и разрабатываются мероприятия по рациональному использованию и охране вод и воспроизведение водных ресурсов.
Статья 25. Государственный учет водопользования
Государственный учет водопользования осуществляется с целью систематизации данных о заборе и использовании вод, сбрасывание обратных вод и загрязняющих веществ, наличие систем оборотного водоснабжения и их мощность, а также действующих систем очищения сточных вод и их эффективность и т.п..
Государственный учет и анализ состояния водопользования осуществляется путем представления водопользователями отчетов о водопользовании к государственным органам водного хозяйства по установленной форме.
Форма отчетов о водопользовании, порядке их заполнения и периодичность представления утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам статистики по представлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам водного хозяйства и по согласованию со
специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.
Статья 26. Государственный учет поверхностных вод
Государственный учет поверхностных вод осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам гидрометеорологии путем проведения постоянных гидрометрических, гидрохимических наблюдений за количественными и качественными характеристиками поверхностных вод согласно программе, которая
утверждается этим органом по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам водного хозяйства.
Статья 27. Государственный учет подземных вод
Государственный учет подземных вод осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использование недр путем наблюдений за количественными и качественными характеристиками подземных вод за программой, которая утверждается этим Комитетом по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.
Статья 28. Государственный водный кадастр
Государственный водный кадастр составляется с целью систематизации данных государственного учета вод и определение имеющихся для использования водных ресурсов. Государственный водный кадастр ведется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам водного хозяйства, специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использование недр и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам гидрометеорологии в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.
Глава 7. Экономическое регулирование рационального использования и охраны вод и воссоздание водных ресурсов
Статья 29. Организационно-экономические мероприятия по обеспечению рационального использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов
Организационно-экономические мероприятия по обеспечению рационального использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов предусматривают:
1) выдачу разрешений на специальное водопользование;
2) установление нормативов сбора и размеров собрания за специальное водопользование и сбрасывание загрязняющих веществ;
( Пункт 3 статье 29 исключено на основании Закона N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
4) предоставление водопользователям налоговых, кредитных и других льгот в случае внедрения ими малоотходных, безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, осуществление соответственно законодательству других мероприятий, которые уменьшают отрицательное влияние на воды;
5) возмещение в установленном порядке ущерба, причиненный водным объектам в случае нарушения требований законодательства.
( Статья 29 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Статья 30. Сборы за специальное водопользование
Сбор за специальное водопользование взыскивается с целью стимулирования рационального использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов и включает сбор за использование воды водных объектов и за сбрасывание загрязняющих веществ.
Размер сбора за использование воды определяется на основе нормативов сбора, фактических объемов использованной воды и установленных лимитов использования воды.
Размер сбора за использование воды водных объектов для нужд, не связанных с изъятием воды из водных объектов, определяется:
для нужд гидроэнергетики - на основе нормативов сбора, фактических объемов воды, пропущенной через турбины, и лимитов использования воды (кроме гидроакумулирующих электростанций, которые функционируют в комплексе с гидроэлектростанциями);
для нужд водного транспорта - на основе нормативов сбора и времени пользования поверхностными водами в отчетном периоде;
для нужд рыбоводства - на основе нормативов сбора и фактических объемов воды, необходимой для пополнения прудов во время разведения рыбы и других водных живых ресурсов в рыбных хозяйствах.
Размер сбора за сбрасывание загрязняющих веществ в водные объекты определяется на основе нормативов сбора, фактического объема сбросов загрязняющих веществ и установленных лимитов сброса.
Сбор за воду, утраченную при ее транспортировании, взимается из владельцев сетей водоснабжения.
За сбрасывание загрязняющих веществ с дренажными водами в водные объекты из систем, которые защищают сельскохозяйственные угодья и населенные пункты от подтопления (за исключением дренажных вод промышленных объектов), сбор не взыскивается, если такое сбрасывание не ухудшает качество воды водных объектов в пределах установленных категорий.
Плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов есть предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, их филиала, отделение, другие отделенные подразделы, а также граждане-предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды (первичные водопользователи) и/или из водозаборных сооружений первичных водопользователей (вторичные водопользователи), и пользуются водами для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства. ( Статью 30 дополнено абзацем согласно Закону N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005 )
( Статья 30 в редакции Закона N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
( Статью 31 исключено на основании Закона N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Статья 32. Распределение собрания за специальное водопользование
Сборы за использование воды из водных объектов общегосударственного значения зачисляются в государственный бюджет.
( Действие части первой статьи 32 остановлено на 2001 год в части зачисления: 20 процентов собрания за использование воды из водных объектов общегосударственного значения к бюджетам областей; 50 процентов - в бюджет Автономной Республики Крым согласно Закону N 2120-III ( 2120-14 ) от 07.12.2000; действие части первой статьи 32 остановлено на 2002 год в части зачисления: 20 процентов собрания за использование воды из водных объектов общегосударственного значения к бюджетам областей; 50 процентов - в бюджет Автономной Республики Крым согласно Закону N 2905-III ( 2905-14 ) от 20.12.2001; действие части первой статьи 32 остановлено на 2003 год в части зачисления 20 процентов собрания за использование воды из водных объектов общегосударственного значения к бюджетам областей; 50 процентов - в бюджет Автономной Республики Крым согласно Закону N 380-IV ( 380-15 ) от 26.12.2002; действие части первой статьи 32 остановлено на 2004 год в части зачисления 20 процентов собрания за использование воды из водных объектов общегосударственного значения к бюджетам областей; 50 процентов - в бюджет Автономной Республики Крым согласно Закону N 1344-IV ( 1344-15 ) от 27.11.2003; действие части первой статьи 32 остановлено на 2005 год в части зачисления 20 процентов собрания за использование воды из водных объектов общегосударственного значения к бюджетам областей; 50 процентов - в бюджет Автономной Республики Крым согласно Закону N 2285-IV ( 2285-15 ) от 23.12.2004; в редакции Закона N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005 )
( Часть вторую статьи 32 исключено на основании Закона N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005 )
Сборы за использование поверхностных вод для нужд гидроэнергетики, рыбоводства и водного транспорта, а также за потери воды при ее транспортировании зачисляются в Государственный бюджет Украины в размере 100 процентов. Сборы за использование воды из водных объектов местного значения поступают в республиканский бюджет Автономной
Республики Крым и местных бюджетов.
Порядок распределения и использование собрания за сбрасывание загрязняющих веществ в водные объекты и за сверхлимитное использование воды из них, а также средств, возмещенных за причиненные водным объектам ущерб, определяются Законом Украины "Об охране окружающей естественной среды" ( 1264-12 ).
( Часть шестую статьи 32 исключено на основании Закона N 2505-IV ( 2505-15 ) от 25.03.2005 )
( Статья 32 в редакции Закона N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Глава 8. Стандартизация и нормирование в области использования и охраны вод и воссоздание водных ресурсов
Статья 33. Задача стандартизации и нормирование в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов
Стандартизация и нормирования в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов осуществляются с целью обеспечения экологической и санитарно-гигиенической безопасности вод путем установления комплекса взаимосвязанных нормативных документов, которые определяют взаимосогласованные требования к объектам, которые подлежат стандартизации и нормированию.
Статья 34. Стандартизация в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов
К комплексу нормативных документов из стандартизации в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов входят документы, которые содержат:
основные положения;
сроки и понятия, классификации;
методы, методики и средства определения состава и свойств вод;
требования к собиранию, учету, обработке, сохранению, анализу информации и прогнозирование количественных и качественных показателей состояния вод;
требования относительно рационального использования и охраны вод в отраслевых стандартах и технических условиях на процессы, продукцию и услуги;
метрологические нормы, правила, требования к организации работ;
другие нормативы из стандартизации в этой области.
Нормативные документы из стандартизации в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов разрабатываются и утверждаются в порядке, который устанавливается законодательством.
Статья 35. Нормативы в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов
В области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов устанавливаются такие нормативы:
1) нормативы экологической безопасности водопользования;
2) экологический норматив качества воды водных объектов;
3) нормативы предельно допустимого сбрасывания загрязняющих веществ;
4) отраслевые технологические нормативы образования веществ, которые вскидываются в водные объекты;
5) технологические нормативы использования воды.
Законодательством Украины могут быть установленные и другие нормативы в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов.
Статья 36. Нормативы экологической безопасности водопользования
Для оценки возможностей использования воды из водных объектов для нужд населения и областей экономики устанавливаются нормативы, которые обеспечивают безопасные условия водопользования, а именно:
предельно допустимые концентрации веществ в водных объектах, вода которых используется для удовлетворения питьевых, бытовых, хозяйственно-бытовых и других нужд населения;
предельно допустимые концентрации веществ в водных объектах, вода которых используется для нужд рыбного хозяйства;
допустимые концентрации радиоактивных веществ в водных объектах, вода которых используется для удовлетворения питьевых, бытовых, хозяйственно-бытовых и других нужд населения.
В случае необходимости для вод водных объектов, которые используются для лечебных, курортных, оздоровительных, рекреационных и других целей, могут устанавливаться более суровые нормативы экологической безопасности водопользования.
Нормативы экологической безопасности водопользования разрабатываются и утверждаются:
специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам здравоохранения и Национальной комиссией по радиационной
защите населения Украины - для водных объектов, вода которых используется для удовлетворения питьевых, бытовых, хозяйственно-бытовых и других нужд населения;
специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам рыбного хозяйства - для водных объектов, вода которых используется для нужд рыбного хозяйства.
Нормативы экологической безопасности водопользования вводятся в действие по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.
Статья 37. Экологический норматив качества воды водных объектов
Для оценки экологического благополучия водных объектов и определение комплекса водоохранных мероприятий устанавливается экологический норматив качества воды, который содержит научно обоснованные значения концентраций загрязняющих веществ и показатели качества воды (общефизические, биологические, химические, радиационные). При этом степень загрязненности водных объектов определяется соответствующими категориями качества воды.
Экологический норматив и категории качества воды водных объектов разрабатываются и утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам здравоохранения.
Статья 38. Нормативы предельно допустимого сбрасывания загрязняющих веществ
Нормативы предельно допустимого сбрасывания загрязняющих веществ устанавливаются с целью поэтапного достижения экологического норматива качества воды водных объектов.
Порядок разработки и утверждение нормативов предельно допустимого сбрасывания и перечень загрязняющих веществ, которые нормируются, устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Статья 39. Отраслевые технологические нормативы образования веществ, которые вскидываются в водные объекты и тех, что подаются на очистительные сооружения
Для оценки экологической безопасности производства устанавливаются отраслевые технологические нормативы образования веществ, которые вскидываются в водные объекты и тех, что подаются на очистительные сооружения, т.е. нормативы предельно допустимых концентраций веществ в сточных водах, которые образовываются в процессе производства одного вида продукции при использовании одной и той же сырья.
Отраслевые технологические нормативы образования веществ, которые вскидываются в водные объекты и тех, что подаются на очистительные сооружения, разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и естественных ресурсов.
( Статья 39 с изменениями, внесенными согласно N 1990-III ( 1990-14 ) от 21.09.2000 )
Статья 40. Технологические нормативы использования воды
Для оценки и обеспечение рационального использования воды в областях экономики устанавливаются технологические нормативы использования воды, а именно:
текущие технологические нормативы использования воды - для существующего уровня технологий;
перспективные технологические нормативы использования воды - с учетом достижений на уровне передовых мировых технологий.
Технологические нормативы использования воды разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов.
Статья 41. Регулирование сбрасывания в водные объекты веществ, для которых не установлены нормативы в области использования и охраны вод и воспроизведение водных ресурсов
Сбрасывание в водные объекты веществ, для которых не установлены нормативы экологической безопасности водопользования и нормативы предельно допустимого сбрасывания, запрещается.
Сбрасывание таких веществ в исключительных случаях может быть разрешено специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам здравоохранения, специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам рыбного хозяйства при условии, что на протяжении установленного ими периода эти нормативы будут разработаны и утверждены.
Заказчиками на разработку нормативов экологической безопасности водопользования и нормативов предельно допустимого сбрасывания этих веществ являются водопользователи, которые осуществляют их сбрасывание.